Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ) РАНХиГС открывает прием на новую магистерскую программу «Международная торговля на мировых и региональных рынках». О программе рассказал ее научный руководитель, к. э. н. Иван Капитонов.
– Какова краткая история программы, на кого она ориентирована?
– Высшая школа корпоративного управления Президентской академии уже на протяжении многих лет успешно реализует три бакалаврские программы по направлению подготовки «Торговое дело»: «Международная коммерция»,«Электронная коммерция», «Торговое дело». Профильная выпускающая кафедра – «Международная коммерция» под руководством директора Центра международной торговли, д. э. н., профессора Владимира Саламатова.
При разработке программы мы руководствовались многочисленными просьбами студентов-бакалавров, желающих продолжить обучение в родных стенах. Кроме этого, большое значение имеет актуальный долгосрочный тренд на рынке труда – острая нехватка узкопрофильных высококвалифицированных кадров для национальных корпораций, компаний и научно-экспертных центров. И руководство ВШКУ приняло решение об открытии магистерской программы «Международная торговля на мировых и региональных рынках».
Новая магистратура обеспечит непрерывный образовательный процесс для наших студентов и позволит ежегодно восполнять потребность в кадрах на рынке труда по данному направлению. Целевая аудитория очной формы обучения – выпускники бакалаврских программ «Международная коммерция», «Электронная коммерция», «Торговое дело» ВШКУ РАНХиГС. На программу могут поступить бакалавры Академии, обучающиеся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент». Мы приглашаем выпускников бакалавриата и специалитета других вузов. Кроме этого, программа будет интересна работающим практикам, желающим углубить и приобрести знания и навыки для работы в наиболее ответственном секторе экономики. Ведь направление международной торговли определяет успех всей внешнеэкономической деятельности страны в целом.
– В чем особенность, уникальность программы?
– Магистерская программа «Международная торговля на мировых и региональных рынках» ВШКУ РАНХиГС направлена на подготовку высококвалифицированных экспертов-практиков. Выпускники должны хорошо знать современную теорию и практику международной торговли на региональных и мировых рынках. Это будет способствовать комплексному повышению эффективности российских торгово-экономических операций в условиях процессов глобализации и регионализации мировой экономики.
Для реализации программы привлечены самые опытные отечественные преподаватели-практики. Такой подход позволит обеспечить практикоориентированный формат – углубленный, целеориентированный образовательный процесс. Качество и целевые ориентиры программы поддерживают преподаватели и студенты совместно за счет привлечения обучаемого не только к научно-исследовательской, но и к практической активной экспертно-аналитической деятельности (по актуальным проблемам мировой экономики и международной торговли).
В результате магистерская программа «Международная торговля на мировых и региональных рынках» создает условия для развития у магистрантов необходимых навыков. Учащиеся ориентированы на создание инновационных экономически-рациональных систем закупок и продаж на региональном и мировом рынках. Программа также подготавливает выпускников к профессиональной деятельности в сфере разработки и экспертизы мер регулирующего воздействия государства на торгово-экономическую деятельность и экономику. Специалисты должны разбираться в прогнозировании, программировании и планировании развития различных экономических систем. Кроме этого, они способны провести консультирование государственных, некоммерческих и хозяйственных организаций по международным торгово-экономическим проблемам.
– Каковы, по вашему мнению, ключевые факторы успеха программы?
– В настоящее время все более заметна тенденция востребованности не просто дипломированных специалистов. Работодателям необходимы сотрудники, умеющие мыслить и анализировать, обладающие профильными знаниями, навыками и умениями. То есть формируется спрос больше на качество специалиста, а не на количество его регалий. Кризисные условия лишь усиливают эту тенденцию. Кроме того, динамично меняется структура спроса на товары и услуги на внешних рынках. Успешными в торговой деятельности будут лишь те страны, компании и подразделения которых могут оперативно ориентироваться на рынке и разворачивать свою деятельность в его новых сегментах. Это также накладывает объективные требования на рынок труда.
Таким образом, есть несколько ключевых факторов успеха подготовки магистров программы «Международная торговля на региональных и мировых рынках» ВШКУ РАНХиГС. Фактор «спрос на труд»: высокая потребность рынка труда в компетентных специалистах новой формации. Такие специалисты обладают современными знаниями и навыками в анализе социально-экономических процессов. Могут обоснованно принимать стратегические решения и последовательно реализовывать их на корпоративном и государственном уровнях управления. Фактор «предложение труда»: слушатели программы по международной торговле в Президентской академии освоят принципиально новые аналитические модели, обеспечивающие повышение эффективности и ускорение проведения торговых операций с учетом процессов глобализации, мировых и национальных кризисных явлений.
Еще один фактор успешности программы можно обозначить как «результат»: региональная ориентация, специализация программы на экономических особенностях региональных и международных объединений, трансграничная торговля в сочетании с профилем «Торговое дело» качественно выделяет программу среди прочих. Программа обеспечивает формирование и расширение комплекса компетенций слушателей с учетом существующих моделей управления торгово-экономическими процессами и экономическим развитием на микро-, макро- и мезоуровнях. Это особенно важно для уже работающих практиков, желающих получить второе высшее образование с целью расширения, углубления знаний для повышения результативности проводимых внешнеторговых операций.
– Наиболее интересные курсы и перспективы для выпускников – какие знания и навыки они получат?
– К наиболее интересным курсам среди обязательных дисциплин можно отнести «Инновационные маркетинговые коммуникации», «Региональные аспекты современных международных экономических отношений». Слушатели изучают мировые и региональные рынки, международное и региональное таможенное право. Есть такая дисциплина, как «Россия и глобальные интеграционные процессы» (на примере Таможенного и Евразийского союзов). Интересны дисциплины «Международная торговля: современные тенденции» и «Продвижение товаров на зарубежные рынки».
Перечислю наиболее практикоориентированные дисциплины: «Торговля в креативных секторах мировой экономики»; «Патентная защита инноваций в международной торговле»; «Международные стандарты и системы качества»; «Стратегия и практика международных переговоров»; «Стратегическое планирование цепей поставок»; «Электронные системы поддержки международной торговли»; «Финансовые потоки в международной торговле». Эти дисциплины слушатели выбирают на свое усмотрение.
– Какими компетенциями будет обладать выпускник программы «Международная торговля на региональных и мировых рынках» ВШКУ РАНХиГС?
– После завершения обучения выпускник магистерской программы будет обладать компетенциями, позволяющими проводить исследование, моделирование инновационно-ориентированных будущих, а также оценку существующих бизнес-технологий торговли. Большое внимание уделяется прогнозированию рыночных технологических тенденций и оценке изменений конъюнктуры рынков. Специалисты смогут прогнозировать развитие потребностей и оценивать степень их текущей удовлетворенности на региональных рынках; анализировать состояние и динамику показателей качества товаров и услуг (с использованием современных методов и средств исследований).
Слушатели, окончившие программу по международной торговле в Президентской академии, исследуют технологический процесс как объект управления, организуют работу персонала, принимают управленческие решения в области профессиональной деятельности. Они систематизируют и обобщают информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия. Кроме этого, предполагается навык анализа и оценки бизнес-среды организации (предприятия), эффективности ее хозяйственной деятельности. Выпускники Академии также будут компетентны в проведении аудита профессиональной деятельности. Мы научим исследовать, анализировать, прогнозировать и моделировать тенденции изменения конъюнктуры рынка, бизнес-технологий, результатов профессиональной деятельности. Уделяем внимание внедрению прогрессивных направлений развития профессиональной деятельности в области коммерции, маркетинга, рекламы, товароведения или экспертизы.
Кроме того, наши магистры будут владеть деловым иностранным языком, компьютерными технологиями обработки информации, мониторинга и прогнозирования. Они разбираются в методах организации экспертизы товаров и услуг. В их ведении – методы подсчета и источники статистики внешней торговли.
– Куда сможет трудоустроиться выпускник программы?
– Выпускники магистерской программы «Международная торговля на региональных и мировых рынках» ВШКУ имеют возможность трудоустроиться на должность менеджера по внешнеэкономической деятельности (ВЭД), на линейные и руководящие позиции – в функциональные и зарубежные подразделения, филиалы и представительства российских и международных торговых и промышленных компаний. Они смогут работать в российских и международных внешнеторговых компаниях и холдингах, где ключевое значение имеет системный взгляд на ситуацию и стратегическое мышление.
Наши выпускники будут бизнес-аналитиками в консалтинговых компаниях. Это также научные сотрудники в отечественных и зарубежных научно-исследовательских организациях. Благодаря тому, что ВШКУ является бизнес-школой полного цикла, у выпускников бакалавриата и магистратуры есть дополнительная возможность устроиться на работу к представителям бизнеса, которые проходят на факультете программы EMBA и DBA.
– Есть ли у программы зарубежные партнеры, возможность стажировок?
– На протяжении многих лет партнерами ВШКУ являются: European University (EU) – Европейский университет (Швейцария); Bielefeld University – Университет Билефельда (Германия); Varna University of Management (VUM) – Университет менеджмента Варны (Болгария); AFW Wirtschaftsakademie Bad Harzburg GmbH (Германия); European Business School (Франция); Deutsche Management Akademie Niedersachsen (DMAN); ALMA University (Казахстан); SBS Swiss Business School (Швейцарская бизнес-школа); Международная академия бизнеса (Казахстан); Международная бизнес-школа КазЭУ им Т. Рыскулова (Казахстан); Высшая школа корпоративного управления (Ереван). В рамках партнерства с этими учебными заведениями предусмотрена система стажировок для наших слушателей.
– Какова стоимость программы, возможные скидки, продолжительность и формы обучения?
– Стоимость за год составит 210 тыс. рублей. Обучение по программе «Международная торговля на региональных и мировых рынках» проходит в очной форме, продолжительность обучения – 2 года. Бюджетных мест нет, но предоставляются скидки в соответствии с Общим положением РАНХиГС. Предполагаемая численность студентов, обучающихся на очной форме обучения, – 25 человек.
– Какие предметы необходимо будет сдавать абитуриентам при поступлении?
– Приемные экзамены проводятся в форме письменного тестирования с вопросами по «Экономической теории» и «Международным экономическим отношениям». Используется 100-балльная шкала оценок, минимальное количество баллов – 50. Программу вступительных тестов можно посмотреть на сайте ВШКУ. Конкурентными преимуществами при зачислении на программу будет наличие диплома с отличием и научных публикаций, опыта научно-исследовательской работы (участие в конференциях), а также практический опыт работы в сфере логистики и управления цепями поставок.
– Где можно получить дополнительную информацию о поступлении на программу?
– За дополнительной информацией можно обратиться к заведующей отделением высшего образования на факультете ВШКУ Людмиле Владимировне Дуканич и директору программ магистратуры ВШКУ РАНХиГС Ольге Михайловне Чащариной. Контакты для связи: тел. +7 499 270-29-80, +7 495 433-25-39, +7 495 937-02-99; Email: rgs-om@ranepa.ru. Ждем всех желающих получить качественное образование и стать востребованным компетентным специалистом.
Напомню, что программа «Международная торговля на региональных и мировых рынках» ориентирована не только на выпускников профильного бакалавриата ВШКУ. Мы приглашаем и выпускников бакалавриата из других вузов, а также всех, кто желает получить знания в рамках второго высшего образования по направлению подготовки «Торговое дело».
Стабильно высокие результаты в образовательном процессе ВШКУ гарантирует один из лучших профессорско-преподавательских составов в сфере коммерции, менеджмента и логистики. Достижения факультета подтверждаются не только многочисленными международными и отечественными сертификатами и почетными грамотами. Наши выпускники очень востребованы на рынке труда.
Академик РАН, научный руководитель программы DBA, д.э.н. Академик РАН, научный руководитель программы DBA, д.э.н.