Наверх

Сергей Календжян: «Помощь при Спитакском землетрясении была актом милосердия»

07 декабря 2018

7 декабря исполняется 30 лет с момента трагедии – Спитакского землетрясения в Армении. Это событие в 1988 году унесло жизни около 25 тысяч человек. Воспоминаниями о том времени поделился декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, заслуженный экономист России Сергей Календжян.

 

– Что вы помните о землетрясении?

 

– Землетрясение в Армении произошло 7 декабря 1988 года в 10 час 41 минуту по московскому времени, это было рабочее время, взрослые люди трудились, дети были в школах, в садах и в яслях. Оно охватило территорию, где проживало более одного миллиона человек, и вывело из строя 40% промышленного потенциала Армении. Города Ленинакан (ныне – Гюмри), крупный центр химической промышленности Кировакан (Ванадзор) и Спитак были практически полностью разрушены, также были уничтожены более 300 деревень и населенных пунктов. По официальным данным, землетрясение унесло жизни 25 тысяч человек, на самом деле число умерших было намного больше, тысячи людей стали инвалидами, десятки тысяч получили очень тяжелые психические заболевания.

 

– Как реагировало советское государство и граждане Советского Союза на землетрясение?

 

– Впервые партийное и советское руководство официально обратилось за помощью к иностранным государствам. Очень много добровольцев прилетело в Армению со всех уголков России и других советских республик. Очень быстро стали прилетать спасатели из многих стран Европы и Америки. Это был акт милосердия и сердечной помощи для попавшей в страшную беду Армении.

 

Совместная работа стольких людей спасла жизни тех, кто мог погибнуть под завалами, от ран, истощения и обморожения. Выдающаяся роль в организации помощи пострадавшим принадлежит Председателю Совета министров СССР Николаю Ивановичу Рыжкову. Он немедленно прибыл в Армению и лично руководил восстановительными работами, мобилизовал ресурсы огромной державы. В знак благодарности Николай Иванович Рыжков удостоен почетного звания Национального героя Армении, а его именем армянский народ назвал площади и улицы.

 

– Что вы помните о своих действиях в то время?

 

– Это был шок, слезы, которые текли из глаз сами... Были попытки дозвониться до друзей. Как и тысячи москвичей, моя семья приносила в посольство Армении теплую одежду для взрослых и детей, а также другие нужные вещи.

 

По своей инициативе я обратился к академику-секретарю отделения экономики АН СССР Абелу Аганбегяну с предложением создать специальную комиссию. Он поддержал идею и очень быстро согласовал с руководством создание комиссии при Президиуме АН СССР. В Комиссию возрождения Армении после землетрясения вошли более 20 видных ученых Советского Союза. Мне доверили быть координатором, на котором лежала вся текущая организационная работа комиссии, проведение сессий в Москве и в Армении. Огромную помощь в работе оказал директор Центрального экономико-математического института Валерий Макаров. Мне, как старшему научному сотруднику ЦЭМИ, и ряду членов комиссии расходы по командировкам оплачивал институт.

 

Московские заседания комиссии проходили в зале ученого Совета ЦЭМИ. Комиссия регулярно проводила поездки в зону землетрясения, знакомилась и изучала положение дел, вносила предложения по решению первоочередных социально-экономических проблем. Об итогах проведенных работ академик Аганбегян лично рассказывал высшему руководству республики, первому и второму секретарям ЦК КП Армении, руководству Совета министров. Комиссия готовила письменные рекомендательные документы для органов государственной власти.

 

– Какие проблемы обсуждала комиссия?

 

- Главным приоритетом было обоснование сохранения промышленности не только в зоне бедствия, но и в республике в целом. Благодаря усилиям академика Абела Аганбегяна на заседании комиссии обсуждались очень важные аспекты сохранения армянской атомной станции и крупнейшего химического предприятия Армении «Наирит», которое снабжало продукцией более 60 предприятий республики.

 

К сожалению, рекомендации комиссии по вопросу промышленного развития по ряду причин не были реализованы. В результате закрытия атомной станции начались катастрофические проблемы с обеспечением электроэнергией. Дальше последовало закрытие большинства заводов и фабрик, потеря рабочих мест десятками тысяч людей в Ереване и других промышленных центрах республики. Из-за холода в квартирах и домах вырубались парки, сады и леса. Все это, в свою очередь, привело к массовому исходу людей не только из зоны землетрясения, но и из других регионов Армении.

 

Позже академик Аганбегян разработал комплексные предложения по стратегии развития Армении, большая часть которых до сих пор еще не реализованы.

 

– Удалось ли комиссии провести международные проекты?

 

– Да, мы плотно сотрудничали с международными организациями. Благодаря помощи «Зориан институт» (Канада) и его президента Грега Саркисяна нам удалось провести первую (в Париже) и вторую (в Ереване) конференции по теме «Возрождение Армении после землетрясения», которые привлекли дополнительно внимание деловых кругов, благотворителей и ученых Франции, Канады и США к проблемам восстановления зоны землетрясения, а также объединили силы и знания российских и армянских ученых.

 

Выдающийся вклад в работу комиссии по различным сложным проблемам и глубокому изучению зоны землетрясения внесли три профессора нашей Академии: Михаил Мкртчян (бывший председатель Госплана Армении), Грант Погосян (бывший заведующий кафедры Ереванского института народного хозяйства), Норик Мурадян (бывший первый секретарь Спитакского горкома КП Армении), академик Николай Ениколопов, а также директор Центра ЦЭМИ Риго Срапиньянц. К большому сожалению академик Ениколопов, профессора Мкртчян, Погосян, Срапиньянц ушли из жизни, не дожив до 30-летия даты землетрясения, не увидев сегодняшний вид городов и сел зоны землетрясения.

 

– Как выглядит зона землетрясения сейчас?

 

– Мы всей семьей летом этого года посетили все города зоны землетрясения. Центр Гюмри встретил нас очень чистым и красивым, политым легким летним дождем. Это большое счастье, что удалось возродить жизнь и надежду на будущее. Ощутима в возродившихся из руин городах помощь России и союзных республик, Франции, США, Норвегии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Италии и других стран, отдельных благотворителей разных национальностей.

 

В знак благодарности всем странам и людям, которые помогали Армении, гуманитарная инициатива «Аврора» провела в театре МХАТ в Москве грандиозный вечер в благодарность всем, кто помогал, и в память о тех, кто погиб во время Спитакского землетрясения.

 

В нашей Академии учится более 800 армян-студентов и аспирантов, многие из которых родились в России, но их родители родом из зоны землетрясения. Для них и их друзей дата землетрясения – это страшная дата в календаре. Наши студенты-армяне стараются и учатся с памятью о родных и близких, которые не смогли выжить. Студенты и преподаватели Академии причастны к различным благотворительным и гуманитарным проектам, которые очень нужны для жителей зоны землетрясения.

 

Благотворительная работа еще продолжается: решаются вопросы предоставления жилья людям, которые все еще живут в гаражах и трущобах. Очень актуальная проблема – создание рабочих мест, чтобы остановить миграцию. Благодаря международной помощи строятся школы и больницы.

 

Всех нас вдохновляет прекрасный пример открытия чудесного детского парка в Гюмри, который финансировался российскими предпринимателями и благотворителями Рубеном Варданяном и Михаилом Куснировичем вместе с друзьями и партнерами. Благодаря парку красивый древний Гюмри станет еще краше, в нем будет больше детского смеха и счастья.

 

Церемония благодарности «Летопись милосердия», приуроченная к 30-й годовщине Спитакского землетрясения, была организована гуманитарной инициативой «Аврора», посольством Армении в России и фондом имени Шарля Азнавура в МХАТ им. Горького.

Другие новости

119571, Москва, пр. Вернадского, 82 4,5 корпус