29 июля в ВШКУ РАНХиГС состоялся онлайн Круглый стол «Требуется AntiCOVID-19! Актуальные потребности логистической индустрии в человеческом капитале»
«Звездная команда» экспертов в логистике обсудила уроки работы отрасли во время пандемии, какими компетенциями должны обладать молодые специалисты, в каком направлении развивать программы сотрудничества академии и бизнеса и какие уникальные международные магистерские программы предлагает РАНХиГС.
В обсуждении приняли участие директоры по персоналу международных и российских ритейл и логистических компаний:
Наталья Никонова, HR-директор АО "РЖД Логистика";
Ирина Петрова, директор по персоналу "Coca-Cola HBC Россия";
Мария Шиповалова директор по персоналу и коммуникациям FM Logistics в России;
Вероника Зуева, директор по персоналу в кластере Россия+СНГ "Кюне+Нагель"
Сергей Хрущев, директор по проектам Коммерческой дирекции по товару АШАН Россия, к.и.н., слушатель программы DBA ВШКУ РАНХиГС
Модератором Круглого стола выступил Ырысбек Ташбаев, генеральный директор Ассоциации содействия развитию логистики и цепей поставок компаний производителей и ритейлеров «Совет профессионалов по цепям поставок».
Ы.Ташбаев начал с таких требований к профессионалам логистики, как наличие «коллекции компетенций». Эта «коллекция» должна начинаться с готовности постоянно осваивать новые знания. Уроки последних месяцев работы в условиях пандемии показали, что адаптивность, умение противостоять стрессу, находить эффективные решения в незапланированных ситуациях незаменимы и являются ключом к успеху.
Ы. Ташбаев провел опрос представителей ритейла, производственных организаций, дистрибьюции, транспортных и экспедиционных компаний о потребностях в компетенциях работодателей, а выпускник программы «Логистика в торговой деятельности»
Александр Гущин, капитан команды РАНХиГС на межвузовском логистическом турнире 2019г., обладатель диплома с отличием и золотого сертификата Федерального интернет-экзамена по направлению подготовки «Торговое дело» (
интервью с А.Гущиным), проанализировал результаты опроса и внес вклад в исследование, проведя опрос студентов ВШКУ «Каковы ожидания молодых талантливых специалистов от работодателя?»
Сергей Хрущев, имеющий 14-летний опыт работы в крупных иностранных компаниях розничной торговли (ИКЕА, АШАН) на должностях от менеджера направления до директора гипермаркета, отметил, что у компании АШАН Россия амбициозные планы на развитие компетенций молодых специалистов в постковидный период.
Все компетенции делятся на технические и soft skills.
Технические:
1) Умение прогнозировать спрос покупателя
2) Умение применять технологию расчета потребности магазинов со стороны клиента в условиях ажиотажного спроса
3) Умение быстро рассчитывать коэффициент эластичности спроса, который действует по кризисному сценарию
4) Умение рассчитывать влияние каннибализации товарных предложений (промо).
5) Быть и маркетологами, и логистами, и коммерсантами
6) Развивать e-commerce
7) Иметь компьютерные навыки , уметь налаживать взаимодействие между базами данных и анализировать Big Data
Soft skills:
1) Лидерство, организация антикризисной команды, умение мобилизовать сотрудников
2) Межфункциональное взаимодействие и коммуникации между структурными подразделениями
3) Грамотно выстраивать коммуникации с клиентом
4) Переговорные навыки
5) Системное мышление (обеспечение доставки в нужное время, в нужное место с минимальными затратами)
6) Умение предоставить решение и его презентовать
Один вектор – это ознакомление и студенческая практика на предприятиях, включая зарубежные. Учащиеся имеют возможность принять участие в выездных зарубежных семинарах и побывать в международных компаниях в Польше, где посещают ABB, Amazon, Elektronik (TME), Gdansk Port, DCT Terminal, Amica Group и в Финляндии, где их принимают Steveco OY, Port Hamina Kotka, Konecranes Finland OY, Transfer Multisort и др. Есть совместные программы с учебными заведениями Италии, Испании, Германии, Швейцарии, Ирландии, Великобритании, а также Массачусетским технологическим институтом (США) и Силингольским профессиональным университетом (Китай).
Второй вектор – реальное участие представителей бизнеса в обучении.
Дмитрий Найденов, директор департамента интегрированных логистических решений по кластеру Россия+СНГ "Кюне+Нагель" разрабатывал бизнес-кейс для Межвузовского логистического турнира, а в этом году стал членом Государственной экзаменационной комиссии на программе «Логистика в торговой деятельности» и остался впечатлен уровнем работ выпускников.
«Важно участие работодателей в разработке учебных программ и тем для выпускных квалификационных работ, - сказала С. Хмельницкая. – Сегодня нормативная база, на которую опираются образовательные программы, не успевает за требованиями бизнеса. Необходимо, чтобы мы учили тому, что востребовано сегодня в отрасли. Кому как не работодателям знать это?»
С. Хмельницкая поделилась идеей провести специальную форсайт-сессию с участием HR-директоров логистических компаний, ВШКУ РАНХиГС и других заинтересованных участников для обсуждения и выработки предложений по этому вопросу для дальнейшего их согласования на Совете профессионалов по цепям поставок.
Вторым необходимым компонентом, по мнению С. Хмельницкой, является открытие базовых кафедр работодателей в учебных заведениях:
«Таким образом мы сможем лучше подготовить наших студентов к настоящей работе, их адаптации к быстро меняющимся условиям бизнеса».
Для работодателей такое сотрудничество выгодно как продвижением бренда, так и взращиванием профессионалов, которые в процессе обучения, пройдя тренировку на основе реальных проектных работ, исследований и кейсов компании, вовлекутся в ее работу, разовьют необходимые навыки и примут ценности компании для того, чтобы завтра вложить усилия в ее развитие.
Представители бизнеса много говорили о процессе адаптации молодых специалистов.
Ирина Петрова, директор по персоналу "Coca-Cola HBC Россия" сказала:
«Менторство и коучинг позволяют развиваться сотрудникам, строить отношения «взрослый-взрослый», а не «взрослый – ребенок». У нас менторство и коучинг стали частью культуры компании».
Наталья Никонова, HR-директор АО "РЖД Логистика" поделилась наблюдениями за работой молодых специалистов в удаленном режиме:
«На первый план вышли умение самостоятельно планировать свою работу и управлять временем. Креативность и автономность давали эффективность».
Директор по персоналу в кластере Россия+СНГ "Кюне+Нагель Вероника Зуева рассказала о практике развития лидерских компетенций в компании, как основного ресурса, определяющего устойчивость компании в прохождении кризиса.
Мария Шиповалова, директор по персоналу и коммуникациям компании FM Logistics, отметила, что необходимо развивать такие компетенции, как инновационный подход, нестандартное мышление, нацеленность на результат и поддержала идею о том, что именно лидерские навыки являются ключевыми в развитии компании. Она объяснила, что при приглашении молодого специалиста на работу, оценивает, прежде всего, его желание стать лидером.
Поддержав коллег, Леонид Шляпников отметил, что в RWDS они ждут выпускников РАНХиГС, нацеленных не больше не меньше, как стать генеральными директорами. И тогда цепочка «высшее образование в РАНХиГС –-работа» сложится в успешную профессиональную карьеру.
Выступая с заключительным словом, Ырысбек Ташбаев сказал, что, профессионально оценив уровень взаимодействия и качества вовлеченности ВШКУ РАНХиГС в среду реального бизнеса, он приглашает ВШКУ возглавить рабочую группу по образованию в Совете профессионалов по цепям поставок. Целью работы группы будет решение вопросов подготовки квалифицированных кадров, реально необходимых индустрии.
В развитие дискуссии и при поддержке экспертов-участников Круглого стола планируется проведение серии вебинаров по наиболее востребованным компетенциям в области логистики и управления цепями поставок.
Ближайшие вебинары будут посвящены темам: «Клиентоориентированность», «Инновационный подход и нестандартное мышление», «Таможенное дело в логистике».
Расписание вебинаров будет опубликовано на сайте.
ВШКУ РАНХиГС благодарит модератора Ырысбека Ташбаева, генеральный директор Ассоциации содействия развитию логистики и цепей поставок компаний производителей и ритейлеров «Совет профессионалов по цепям поставок», и Ирину Нечаеву, директора лондонских программ в РАНХиГС, за помощь в организации и проведении мероприятия, а также всех спикеров и участников Круглого стола за интересную и плодотворную дискуссию.